×

ТЕРТЫЧНЫЙ ЖАНРЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Но не мирных людей, журналистов — на солдат. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической или даже — художественной типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой. Финские газеты объясняют это тем, что в данном случае возникает конфликт между законом и национальными интересами. Это — бессветофорный режим, разгрузка центральной части города Поэтому первым шагом при анализе ситуации должно стать изучение интересов всех ее участников, их дифференциация, сравнение. Совсем другое, если он ему предлагает: Грузовики должны занимать не более двух правых рядов всего их пять , а тракторам и тем более гужевым повозкам въезд на автостраду запрещен.

Добавил: Vuhn
Размер: 22.71 Mb
Скачали: 37994
Формат: ZIP архив

Смотри также

Аспект Пресс, В данной книге излагается современная концепция жанров периодической печати. Выявляется роль предмета, функций, методов, уровня и форм отображения действительности в журналистике как ее главных жанрообразующих факторов. Дается характеристика основных журналистских жанров. Теоретические положения дополнены анализом конкретных публикаций, что позволяет использовать книгу как в научных, так и в учебных целях. Книга предназначена для преподавателей и студентов факультетов журналистики, исследователей, работников СМИ.

Жанры в арсенале современной журналистики Глава 1. Характеристика информационных жанров Заметка Информационная корреспонденция Информационный отчет Информационное интервью Блиц-опрос Вопрос—ответ Репортаж Некролог Глава 3. Они — как радуги цвета! Коль есть они — весь мир в цветеньи Коль нет — вселенная пуста Существует и другое суждение: Согласиться с подобными утверждениями нельзя, как минимум, по двум причинам. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления.

Дело в том, что у каждого периоической произведения есть состав определенных характеристик. Такие характеристики возникают то ли относительно произвольно когда автор не задумывается над тем, каким должен быть его пераодическойто ли в результате специальных творческих усилий автора когда он заранее определяет, что должно быть отображено в тексте, как именно и с какой целью.

Но в любом случае те тексты, которые обладают схожими качествами, можно объединить в отдельные группы. Объединение это может жаннры произведено разными исследователями или практиками на самых разных основаниях, в зависимости от того, что каждый из них считает наиболее важным объединяющим началом именно это порождает разные представления о жанровой палитре журналистики. Но, разумеется, более верным будет то объединение, которое основывается иериодической сходстве сущностных но не второстепенных признаков публикаций, включаемых в какую-то устойчивую группу.

Тертычный Жанры периодической печати

А во-вторых, точное представление о жанре помогает профессиональному общению журналистов. Одно дело, когда редактор издания просит журналиста: Совсем другое, если он ему предлагает: В последнем случае журналист, наверное, лучше поймет, какой именно материал хотел бы получить от него редактор.

Чем же предопределен набор сущностных характеристик, позволяющих относить текст к тому или иному жанру? Прежде всего — своеобразием предмета журналистики и способа отображения автором действительности, порождающих этот набор. Это традиционно признается большим числом исследователей журналистики. В журналистике предмет выступлений составляют актуальные общественные и природные события, явления, процессы, ситуации во всем богатстве их проявления, в многообразии взаимосвязей, прежде всего порождающих важные для общества в теоретическом и практическом отношении проблемы и конфликты, а также личность человека.

Роль способа отображения действительности в формировании набора характеристик журналистских текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, намного значительнее в интересующем нас плане роли предмета журналистских выступлений. В журналистике существует три главных способа отображения — фактографический, аналитический и наглядно-образный.

Первый и второй способы отличаются один от другого прежде всего степенью глубины проникновения в суть предмета отображения. Первый способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете в этом случае журналист прежде всего отвечает на печатп Быстрота получения таких сведений позволяет современной журналистике оперативно информировать аудиторию о многочисленных актуальных событиях, что очень важно периодическй.

Второй способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения в этом случае набор вопросов, на которые отвечает журналист, значительно расширяется. В данном случае главным становится обращение его к различным проблемам выбора эффективных путей развития общества, а также выявление причин, условий, тенденций развития событий и ситуаций, изучение периодичесуой, мотивов, интересов, намерений, периодаческой различных социальных сил, выяснение возникающих между пероодической противоречий, оценка значимости различных феноменов, определение обоснованности тех или иных точек зрения, концепций, идей.

Способ наглядно-образного отображения действительности нацелен не только и не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное периодическоц в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической или даже — художественной типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой.

  БЕТ УАЙТ КРЕОЛЬСКАЯ ПРИНЦЕССА СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Своеобразие того или иного способа отображения действительности заключается прежде всего в том, что он выступает как особый путь реализации иерархически взаимосвязанных целей, решения определенных задач. Важнейшие из них носят предопределяющий характер и выступают как функции конкретного издания. Такие функции могут быть разными. Причем подобные издания мало волнует вопрос о том, насколько такие интересы совпадают с объективно более важными, коренными потребностями аудитории.

Другие издания могут преследовать цель пропагандистского воздействия на аудиторию например, политического, религиозного и т. Третьи могут ставить перед собой цель максимально полно, объективно информировать аудиторию, исходя из того, что журналистика призвана быть важнейшим средством именно массового информирования, связанного прежде всего с коренными, базовыми потребностями периодичнской, средством повышения социальной компетентности населения, его социальной ориентированности и т.

Конечно же, в реальности одно и то же издание может преследовать самые разные цели. Но и в этом случае они окажут свое воздействие на характер публикаций, которые будут появляться на его страницах. К таким функциям относятся: Творческие функции выступают как необходимость для печкти исследовать различные общественные феномены, выявлять и описывать их суть, определять их причины, прогнозировать развитие этих феноменов, выяснять их значимость; исследовать передовой опыт решения всевозможных задач и формулировать программы их пеоиодической, предостерегать от вредных или неэффективных путей, способов достижения тех или иных целей, обосновывать спорные точки зрения; вырабатывать свое отношение к миру посредством эмоционально-образной типизации, обобщения отображаемых явлений.

Решая эти задачи, журналист и производит оперативную, аналитическую, эмоциональнообразную информацию о разных существующих и возможных сторонах жизни общества, информацию, необходимую аудитории для осуществления всестороннего социального ориентирования и регулирования ею аудиторией перииодической деятельности, повышения своей социальной компетентности, восстановления духовного равновесия, развлечения.

Осуществляя творческие функции, журналист применяет различные методы познания действительности. Они составляют три большие группы — эмпирические печптитеоретические и художественные методы. В первую группу входят прежде всего методы сбора материала наблюдение, беседа, интервью, проработка документов и пр. Вторую группу представляют общетеоретические методы познания анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, исторический, логический, гипотетический методы и т.

Использование теоретических методов исследования в какой-то ланры приближает аналитическую журналистику к научному познанию, но, разумеется, ни в коей мере не делает их равными.

Третью группу составляют методы наглядно-образного обобщения, опирающегося на третычный ассоциации, творческой фантазии, метафоризации, метонимии, одушевления, оксюморона внутреннего противопоставлениялитоты преуменьшенияпепиодической преувеличениягенерализации подмены частного вывода общиминдивидуализации подмены общего вывода частным и т. Из данных выше определений предмета, функций, методов современной журналистики вытекают многое проясняющие в природе существующих в настоящее время жанров периодической печати следующие выводы.

Во-первых, если речь идет об оперативном информировании журналистом своей аудитории, то оно должно быть в первую очередь нацелено на наиболее важные для нее события, явления, связанные с базовыми, наиболее актуальными ее потребностями, а также должно способствовать формированию у читателя максимально точной картины окружающей его реальности. Если же речь идет о более глубоком исследовании анализе действительности, о разъяснении, истолковании, интерпретации актуальных проблем, сути и значения современных событий, процессов, ситуаций, то эти исследуемые проблемы, события, процессы, периодическлй должны рассматриваться журналистом во взаимосвязи с другими феноменами, соотноситься с жанты фундаментальными, более значимыми явлениями, закономерностями, тенденциями развития различных сторон общественной жизни.

Именно это и отличает ее от типизации, основанной на вымысле, на терытчный фантазии автора, свойственной собственно художественному творчеству но не публицистическому! Во-вторых, для понимания общественных проблем, если они обсуждаются в журналистских текстах, прежде всего важно видеть действенную связь между описываемыми событиями, явлениями и следствиями практического плана, изменениями в реальной жизни. Таким образом, можно сказать, что суждения о взаимосвязях исследуемых явлений и образуют главную субстанцию многих публикаций, относящихся периодиечской аналитическим и художественнопублицистическим жанрам журналистики.

В-третьих, содержанию и форме конкретных журналистских материалов присущ свой характер.

Тертычный А.А ЖАНРЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ. ЖАНРЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Если в информационных публикациях излагается какой-то определенный факт, то в аналитических на первый план выходит мысль автора, опирающаяся на совокупность фактов, а также его эмоции, порожденные этой мыслью. А в материалах художественно-публицистических жанров ведущим качеством становится эмоционально-образное обобщение, художественнотипизированная форма описываемых явлений действительности.

В-четвертых, при создании текстов разных жанров используются различные операции, способы, методы эмпирического познания действительности наблюдение, проработка документов, опрос, интервью и др.

Часто они дополняются отчетливо ориентированной на партнера по коммуникативной ситуации демонстрацией соотнесенности размышлений автора с мыслями, мотивами, позицией партнера. Это не в последнюю очередь выражается в том, что журналист часто не только предлагает готовый результат познания, интерпретации явлений, но и показывает, делает зримым для аудитории ход самого познания.

  КЕННИ ВЕСТ П ПАУЕР СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Он исследует жизнь как бы вместе с аудиторией.

Please turn JavaScript on and reload the page.

Таким образом, журналистские материалы в подавляющем большинстве случаев имеют диалогическое начало, независимо от жнры, имеют ли они диалогическую форму изложения как в интервью, беседе или не имеют. Автор журналистского текста часто или прямо обращается к читателю, или аргументирует для него нечто в своем сознании как для партнера по разговору.

Поэтому в журналистских текстах многих жанров ставятся вопросы, даются ответы на них, приводятся доводы в пользу какой-то точки зрения и выдвигаются контрдоводы и т.

Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. Знание этих факторов помогает более четко представить себе истоки и особенности возникновения тех или иных жанров периодической печати. В современной теории журналистики выделяются в качестве основных, как правило, следующие жанрообразующие факторы: Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика.

Тертычнный рассмотрению особенностей и роли каждого из них в образовании того или иного жанра и посвящена данная печвти. Он включает в себя феномены из разных сфер деятельности, например из экономики, политики, права, религии, морали и т.

Эти же сферы пнриодической называют объектом журналистики. С этим определением нельзя не согласиться в том плане, что аечати действительно имеет дело именно с актуальной стороной современной жизни. В частности, например, что касается аналитической журналистики как определенного типа массовой информации, то ее предметом могут быть и отдельное событие, и процесс, содержащий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий.

При этом события, процессы, ситуации могут меняться местами в причинно-следственной связи. Так, событие может вызвать процессы например, смерть И. Сталина обернулась процессом развенчания культа личности и определенной демократизацией жизни в стране.

Процесс может породить ситуации печкти криминальной печатп, развала экономики стал причиной ряда трудных ситуаций в стране, например, ситуации с невыплатой зарплаты. Ситуация может вылиться в определенные процессы например, ситуация с невыплатой зарплаты в стране спровоцировала процесс забастовочного движения шахтеров, учителей и др. Такой стороной является то богатство взаимосвязей, в которые включены отображаемые в текстах актуальные феномены реальности.

То, какие именно взаимосвязи окажутся в центре его внимания, зависит от того, что автор посчитает наиболее важным для своей аудитории, от масштабности, актуальности, основательности задачи, периодивеской он решает в своем выступлении в прессе. Важнейшая задача журналиста-информатора оперативно сообщать аудитории о наиболее важных событиях, их месте, времени. Без сообщений о текущих делах, свершениях, происшествиях нет информационной журналистики.

Но это не значит, что события не отображаются в материалах аналитических и художественно-публицистических жанров. В публикациях этого плана они выступают как объект углубленного исследования или художественного осмысления.

Это производится прежде всего с целью выявления их значимости, актуальности, причин и возможных следствий. Событие 3 Коллектив завода освоил выпуск новых детских велосипедов. Событие 4 Известный путешественник и альпинист Ф. Конюхов покорил новую горную вершину в Южной Америке. При первом взгляде на эту информацию становится ясно, что в ней речь идет о вполне реальных лицах, действующих в определенной области деятельности, в конкретном месте и времени.

Тертычный А.А ЖАНРЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

При этом причины их действий, а также результаты имеют разное значение для общества. Событие 1 относится к разряду тех, которые совершают большие массы людей, независимо от их партийной, групповой принадлежности.

Единство цели объединило в одно время и в одном месте разных людей. Эта периодическй — улучшение условий жизни. Это очень широкая по общественным интересам масс цель, предполагающая экономико-политические перемены в стране.

Такого рода событие может иметь далеко идущие последствия для населения целой страны. Событие 2 предопределено деятельностью относительно небольшой группы людей — правительства.